Обращение Кабардино-Балкарского Правозащитного центра в связи с преследованиями черкесских активистов в Краснодарском крае.

Генеральному прокурору Российской Федерации
Ю. Я. Чайке

 

Копии:   Губернатору Краснодарского края В.И. Кондратьеву;  Прокурору Краснодарского края С.В. Табельскому; Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае  А.Г. Козицкому; Председателю КБРОО “Правозащитный Центр КБР” В.Н. Хатажукову.
Уважаемый Юрий Яковлевич!

 

Кабардино-Балкарская региональная общественная организация “Жьэгу” (“Очаг”), ознакомившись с постановлениями Лазаревского районного суда г.Сочи Краснодарского края   о признании Гвашева Руслана Индрисовича (от 02.06.2017) и Басто Айдамира Батьмизовича ( от 24.05.2017) виновными в совершении административных правонарушений: по ч.5 ст.20.2 КоАП  РФ “Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания”   (Гвашев Р.И.) и по ч.2 ст.20.2 КоАП “Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия” (Басто А.Б.) и назначении им наказания  в виде административного штрафа в размере 10 000 р. (Гвашеву Р.И.) и 30 000 р.(Басто А.Б.), просит провести прокурорскую проверку и защитить конституционные права и интересы Гвашева Руслана Индрисовича и Басто Айдамира Батьмизовича.
Вызывает крайнее возмущение и тот факт, что Гвашев Руслан, имея ограничения по состоянию здоровья, был доставлен в суд в принудительном порядке и в состоянии гипертонического криза.
Мало того, районный суд  оказался не оборудован для людей с ограниченными возможностями, и Руслану Гвашеву (два года назад ему ампутировали ногу) пришлось подниматься по лестнице несколько этажей. При этом ему стало плохо, была вызвана бригада скорой медицинской помощи, которая выставила диагноз” Гипертонический криз” и рекомендовала госпитализацию в стационар, тем не менее,  судья, несмотря на заключение медиков, судебное заседание не перенесла.
Считаем поведение судьи возмутительным и требующим принесения извинений.
Мы, как и вся черкесская общественность, категорически не согласны с решениями суда и считаем   их несправедливыми.
По существу дела сообщаем, что по многолетней традиции,  21 мая, у тюльпанового дерева в пос. Головинка   без предварительного оповещения собираются черкесы-шапсуги Краснодарского края и разных городов России, где вместе со всем черкесским миром вспоминают жертв Русско-Кавказской войны.
Согласно справке ГБУ “Адыгейский республиканский  институт гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева” от 02.06.2017, “тюльпановое дерево пос. Головинка представляет собой один из важных объектов традиционной религиозной культуры черкесов (адыгов), в частности, населяющих данную местность шапсугов, одной из черкесских этнических групп…Молебны у тюльпанового дерева являются неотъемлемой частью этнической ритуальной культуры не только в историческом аспекте, они продолжают практиковаться в культуре причерноморских черкесов-шапсугов и в настоящее время..”(копия справки прилагается).
Обращаем Ваше внимание на то, что факт проведения 21 мая именно молебна следует как из видеозаписи, так и из рассказов его  участников.
В этом году, как и в прошлые годы, Руслану Гвашеву, как старейшине, было предоставлено слово, в котором Руслан на родном языке говорил о необходимости чтить память наших предков,  после чего, согласно традиции, присутствующие вышли на берег моря, чтобы опустить на воду поминальные венки.
Что касается Айдамира Басто: он не являлся организатором поминального мероприятия, а был одним из участников молебна.
Действия Гвашева  и Басто не носили противоправный характер, тем самым в них отсутствовал какой-либо состав административного правонарушения.
В этой связи обращает  внимание  отсутствие со стороны сотрудников полиции  какого-либо предупреждения о допускаемом нарушении законодательства в указанном месте. Это важное  и значимое обстоятельство должно было быть предметом исследования и оценки судом, чего не было сделано.
Между тем, статьей 31 Конституции Российской Федерации, гарантировано право  гражданам РФ собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Далее,  проведение публичных мероприятий  регулируется Федеральным законом  “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” от 19.06.2004 N 54-ФЗ, согласно которого “публичным мероприятием” является открытая, мирная, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования   акция, целью которой является выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований  по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики” (п.1 ст.2).
 Следует отметить, что на молебне, который длился не более  20 минут,  не было коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов  (что характерно для собрания), не выдвигались требования, не представлялось общественное мнение по поводу  проблем общественно-политического характера (что является характерным для митинга), отсутствовало публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием плакатов, транспарантов и т.д. (присуще демонстрациям), и, наконец, не было характерного для шествия “массового  прохождения граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.” 
Таким образом,  поминальное мероприятие, в частности, молебен,   не входит  в определенный законом конкретный перечень публичных мероприятий.
Далее,   религиозные обряды регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”, ст. 3.  которого гарантирует в РФ свободу совести и свободу вероисповедания, и, в том числе, право “совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии…”.
Также, “Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений”, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН  от 25 ноября 1981 г., провозглашает следующее: “каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии” (ст.1), а также “отправлять   религиозные  культы или собираться в связи с религией или убеждениями и со­здавать и содержать места для этих целей”;   “отмечать праздники и отправ­лять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями” (ст.6).
Дискриминация людей на основе религии или убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов Устава Организации Объединенных Наций и осуждается как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и подробно изложенных в Международных пактах о правах человека.
Заявляем, что Руслан Гвашев и Айдамир Басто  пользуются заслуженным авторитетом в черкесской среде.
Руслан Гвашев много лет руководил  Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов, являлся председателем Конгресса адыгов-шапсугов Причерноморья, вице-президентом Конфедерации народов Кавказа и Международной Черкесской ассоциации, на протяжении  многих лет активно борется за признание черкесов коренным народом Краснодарского края, а также за внесение изменений в Устав края.
Мы, как и вся черкесская общественность, категорически не согласны с незаконным решением Лазаревского районного суда.
Сообщаем, что вызывает обоснованную тревогу наметившаяся в  последние годы тенденция к преследованию  правоохранительными органами черкесов-причерноморских шапсугов за участие в мероприятиях, посвящённых Дню памяти и скорби.
Так, например, в 2015 г., спустя 2-3 недели после траурного мероприятия, сотрудники РОВД Лазаревского района г.Сочи вызывали на беседу в райотдел  бывшего  директора школы аула Большой Кичмай, заслуженного учителя Кубани Аслана Гвашева, а через два месяца, в летние каникулы, собрали в школе аула  Большой Кичмай учащихся старших классов, их родителей и учителей, где в ходе  беседы  задавали детям вопросы об их участии в мероприятиях в День памяти и скорби 21 мая.
На основании изложенного, в связи с отсутствием события административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств,  на основании которых вынесены судебные постановления, КБР ОО   “Жьэгу” (“Очаг”) просит:
1. Провести проверку законности вышеназванных судебных постановлений.
2. Принять меры к устранению нарушений норм действующего законодательства.
3. Сообщить  о принятых мерах.
Председатель – Аскер Бора
Соучредители: Заур Жемухов, Валерий Мулаев, Ольга Бегретова, Яли Кат.
13.06.2017
Share Button