Адам Богус о союзе адыгских организаций в КЧР: «Черкесов сталкивают лбами»

09, August, 2015

Лидеры черкесских организаций Северного Кавказа один за другим заявляют о приостановке участия в Международной черкесской организации (МЧА) в связи с несогласием с политикой ее руководителя. Некогда авторитетнейшее и старейшее объединение черкесов теряет репутацию и приводит к расколу в черкесском движении.
 1439093990_bogusВласти регионов с черкесским населением пытаются создать альтернативные структуры с целью сохранить легитимность МЧА в случае полного выхода региональных Хасэ из ее состава.
О том, что стоит за созданием Союза черкесских организаций Карачаево-Черкесии в который вошли ранее никому не известные общественные объединения и при этом от участия в нем отказалось региональное и авторитетное объединение черкесов «Адыгэ Хасэ» рассказал руководитель «Адыгэ Хасэ» Республики Адыгея Адам Богус:

– Люди, известные активной работой в черкесской среде, говорят о том, что организации, вошедшие в новый союз, состоят из двух-трех человек, не занимаются системной деятельностью, не обозначили себя никакими программами и т. д.

Их создавали сверху. Премьер-министр КЧР лично их собирал. Один из чиновников, занимающийся общественной работой был вынужден сложить с себя полномочия, потому что не был согласен с таким решением. Это все очень дурно пахнет и говорит о том, что этот союз не имеет ничего общего ни с гражданским обществом, ни с черкесским движением, ни с его интересами и задачами. Видимо, у них есть задачи противоположные интересам черкесского сообщества.

МЧА в 90-х годах пыталась вступить в организацию не представленных народов при ООН, и там какое-то время от МЧА у нас был представитель, туда несколько раз ездил Эдуард Казаноков, возможно, и Александр Охтов, поддержавший вновь созданное объединение. Но, в последние годы, а я состою два созыва в МЧА и в качестве члена исполкома, и вице-президента, о каком-либо участи в Организации непредставленных народов мне не известно.

Охтов действительно какое-то время участвовал и в МЧА, и в Хасэ, но в последующем ушел и создал свою организацию. Такое тоже бывает, он грамотный человек, у него большой опыт, однако остальные люди ничем не известны.

Накладываются и другие обстоятельства. В МЧА были определенные сложности во взаимодействии с руководством, с Хаути Сохроковым. Я думаю, что создание этого союза не иначе, как попытка МЧА выйти из затруднения во взаимоотношениях с «Адыгэ Хасэ» КЧР.

Мы сейчас все получили из центрального офиса МЧА приглашение на конференцию 19 сентября и повестку на нее, где вместе с тем написано, чего никогда ранее не было, что всем организациям, желающим вступать в МЧА необходимо присылать документы Сохрокову, и они будут приняты. О приеме новых членов решение может принять только совет и потом конгресс МЧА.

Никаких подобных процессов не было, и Сохроков полагая, что понадобятся дружественные голоса при переизбрании его на эту должность, пытается завести какие-то другие (процедуры, – NP).

Во-вторых, в уставе четко прописано, что в состав МЧА от одной республики может входить одно Хасэ. Пока мы (эти Хасэ, – NP) по своему заявлению не выйдем оттуда, ни одна другая организация туда войти не может.

Недавно в КЧР прошел отчетно-выборный съезд «Хасэ», где единогласно избрали вновь Мухамеда Черкесова. И в день подготовки и даже проведения съезда Сохроков принимал активное участие в том, чтобы избрали другого руководителя. Он заручился поддержкой премьер-министра КЧР, звонил, предлагал баллотироваться другим людям, более лояльно к нему настроенным.

Этого не получилось. Тогда стратегическим ходом перед предстоящими выборами в МЧА является создание другой структуры.

onkavkaz.com

Share Button