Balkar activists: blackmail separatism

20170118-4345345(1)

НАЛЬЧИК, 18 января, Caucasus Times. Совет старейших балкарского (ССБН) пригрозил властям Кабардино-Балкарии выходом из состава республики. ССБН обвинил руководство Кабардино-Балкарии в национализме и потребовал пересмотреть конституцию Кабардино-Балкарии, дополнив ее пунктом о равноправии двух субъектов – Кабарды и Балкарии. Заявление балкарских активистов вызвали не однозначную реакцию у представителей другого титульного этноса республики –кабардинцев (черкесов). Последние призвали власти КБР дать правовую оценку «сепаратистской» деятельности ССБН и предложили Парламенту КБР принять закон об этнических территориях, существовавших на момент вхождения балкарских обществ в состав Российской империи.

Требования ССБН были сформулированы в резолюции пятого съезда организации, состоявшегося в начале января 2016 года. На нем было объявлено о возможном создании Республики Балкария в составе Российской Федерации. По словам председателя ССБН Исмаила Сабанчиева, трагедия народа началась с объединения Кабарды и Балкарии “без согласия балкарского народа”. По утверждению лидера балкарской организации, “геноцид по отношению к балкарскому народу в той или иной форме продолжается и по сей день “.

При этом Сабанчиев подчеркивает, что “претензий к кабардинскому народу нет“. Проблема, по его утверждению, в чиновниках и руководителях, “зараженных национализмом”. Он пригрозил властям КБР, что “если ситуация с тяжелым экономическим положением в балкарских селах не будет решена, а “притеснения” народа будут продолжаться, ССБН будет вынужден “поставить вопрос о самоопределении Балкарии в составе России”.

Балкарские старейшины требуют пересмотреть конституцию Кабардино-Балкарии, дополнив ее пунктом о равноправии двух субъектов – Кабарды и Балкарии. Также съезд требует принять “действенные и эффективные меры” по исполнению закона “О реабилитации репрессированных народов”. В принятой резолюции говорится о необходимости новой программы по возрождению балкарского народа, так как средства, выделенные на прошлую программу, были «разворованы или потрачены нецелевым образом».

Также, в рамках программы реабилитации репрессированного балкарского народа, “старейшины” требуют восстановить “четыре района Балкарии, существовавших до марта 1944 года, а также вернуть балкарским районам населенные пункты Хабаз, Кичмалка, Ташлы-Тала, Жанхотеко, Зарагиж и поселов Фанерного завода”. Если эти требования будут проигнорированы властями, “старейшины” грозятся поднять общенародное движение, направленное на решение вопроса о выходе балкарского народа из состава КБР и восстановления национально-государственного образования Балкария в составе РФ.

Напомним, что в 90-х годах прошлого столетия в соответствии с «Законом о реабилитации репрессированных народов» руководители Кабардино-Балкарии добились полной материальной компенсации балкарскому населению, газификации балкарских населенных пунктов, материальной и финансовой поддержки горных хозяйств, особых привилегий для отдельных категорий граждан, создания новых административных районов и т.д. Президент Валерий Коков и Правительство Кабардино-Балкарской Республики в течении более чем десяти лет занимались реализацией только реабилитационных программ, игнорируя интересы остальной части населения республики, вынужденного надеяться только на себя в условиях глубокого экономического кризиса. Тем не менее, кабардинцы и другие народы Кабардино-Балкарии с пониманием относились к проблемам балкарского народа и действиям властей по их решению, учитывая трагедию депортации в годы Великой Отечественной войны.

Это уже не первый случай, когда балкарские организации поднимают вопрос о выходе из состава КБР. В августе 2010 года ССБН объявлял о созыве общебалкарского народного съезда для решения о самоопределении. Такая же попытка была предпринята в начале 1990х, однако тогдашний президент КБР Валерий Коков смог найти консенсус и свел эти попытки на нет.

Деятельность ССБН была приостановлена прокуратурой республики еще 9 ноября 2007 года на основании федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” как создающая угрозу причинения вреда общественному порядку, общественной безопасности, законным интересам общества и государства. До этого прокуратура КБР дважды выносила руководству ССБН предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. В частности, прокурор республики Жариков заявлял, что лидеры ряда общественных организаций республики, в частности, ССБН, иногда “допускают высказывания, которые не способствуют укреплению межнационального мира и согласия в республике”. Однако спустя некоторое время ССБН снова начал свою деятельность, но уже в качестве общественного движения.

На слова Сабанчиева о самоопределении балкарцев отреагировала кабардинская общественность. Главе республики Юрию Кокову было направлено семистраничное письмо за подписью глав Координационного совета адыгских общественных организаций, в том числе от ОД “Союз абхазских добровольцев”, ОО “За мир и согласие в КБР” и ОД “Конгресс кабардинского народа”. В этом письме был изложен подробный ответ на ключевые тезисы выступления Сабанчиева.

“Молчание оппонентов они [балкарские этнолидеры] воспринимают не иначе как одобрение того, что говорят и делают. Власть, которая обязана разоблачить ложь и фальсификацию, отмалчивается”, – говорится в самом начале письма.
Лидеры адыгских организаций считают неправомерным оставить без ответа выступление Сабанчиева “хотя бы только потому, что у него есть единомышленники, которые его слушают и читают”.

В письме Кокову отмечено, что реабилитация балкарского народа реализована в полной мере – осуществлена полная материальная компенсация населению, проведена газификация балкарских населенных пунктов, осуществлена материальная и финансовая поддержка горных хозяйств, были предоставлены особые привилегии для жертв депортации, также воссозданы новые административные районы.
По мнению авторов письма, балкарский лидер лжет, когда утверждает, что реабилитация проведена не в полной мере. “Видимо, Сабанчиев и его соратники хотят, чтобы балкарский народ оставался как можно дольше в режиме реабилитации, так как они не представляют себе, как можно жить без особых вниманий и преференций”, – говорится в письме.

Отвечая на требования незамедлительно решить экономические проблемы в балкарских селах, адыгские общественники пишут: “Существующие социально-экономические трудности продиктованы не проблемами депортации балкарского народа, а общим кризисом в Российской Федерации.

Потому, они должны решаться не в рамках процесса реабилитации отдельных народов, а в контексте повышения уровня социально-экономического развития КБР”.
Особое внимание в письме Кокову было уделено требованиям балкарских лидеров о национальном паритете в системе власти. Авторы письма приводят целый список высокопоставленных должностей, занимаемых балкарцами, показывая, что они занимают должностей больше, чем их численность в процентном соотношении.

Напомним, что доля кабардинцев в КБР составляет 55%, в то время как балкарцев всего 11%. Однако, балкарские этнолидеры требуют разделить должности, эфирное время в государственных СМИ и финансирование по третьей части на три титульных народа – кабардинцев, балкарцев и русских.

В письме также отмечается, что само требование паритета противоречит конституциям КБР и РФ, так как “национальность не является конституционно-правовой категорией”.

В выступлении Сабанчиева адыгские лидеры усмотрели “сепаратизм”. В частности, в письме пишется: “балкарские национальные движения и организации трактуют «полную реабилитацию балкарского народа» как создание самостоятельной «Республики Балкария», становится ясным подлинный смысл педалирования проблемы «независимого» статуса Белой речки и Хасаньи. Этот вопрос продиктован сугубо сепаратистскими целями и задачами деятельности балкарских лидеров”.

В связи с этим, адыгские общественники предлагают принять республиканский закон “Об этнических территориях”, который четко закрепит за субъектообразующими народами их исконные территории, с которыми может произойти разделение. В качестве таких границ адыгские организации предлагают взять территории проживания народов на момент вхождения балкарских обществ в Россию – 1827 год, или же границы 1852-1853 года, когда с большой точностью были описаны территории, хозяйство и население балкарцев.

Также считается возможным взять за отправную точку 1864 год, когда этнические границы между Кабардой и Балкарией были согласованы представителями сторон и утверждены высшей властью России – императором. В качестве итога, авторы письма отмечают, что часть балкарского населения увлечена идеями создания Республики Балкария, и если этот путь все же станет осознанным выбором балкарского народа, кабардинские общественные организации будут уважать такой выбор. “Мы будем приветствовать решение съезда балкарского народа о самоопределении”, – пишется в обращении к главе республики.

Вместе с тем, адыгские общественники собираются незамедлительно требовать от Парламента КБР принятия закона об этнических территориях, существовавших на момент вхождения балкарских обществ в состав Российской империи. По мнению авторов письма, только наличие такого закона позволит кабардинскому народу спокойно и без опаски наблюдать за “сепаратистским шантажом, озвученным Исмаилом Сабанчиевым”.

Инал Карднов, специально для Caucasus Times
Share Button