В Адыгее гостят японские исследователи народа – айнов – из Хоккайдского университета

 6 / 4 / 2016

Супружеская пара из города Саппоро в течение 4 дней намерена изучать адыгейскую скрипку шичепщин и не только. Интерес этнический инструмент адыгов вызвал своей схожестью с музыкальным щипковым инструментом народа-аборигена Японии, так называемых айнов…
Японская профессорская чета Тангику – Ицудзи и Чика в Адыгее впервые. В Хоккайдском университете они изучают культуру древнейшей и загадочной народности острова Хоккайдо – айнов. Их осталось всего около 25 тысяч человек. Происхождение этого народа до сих пор неизвестно. От японцев внешне они разительно отличаются светлой европейской кожей и необыкновенно густыми волосами и бородами.

Осложняет их исследования – запрет у айнов рисовать или описывать людей и предметы. Ицудзи и Чика озадачились поиском культурных сходств разных народов и нашли их. Это тонкори – щипковый инструмент. По виду он напоминает адыгский шичепщин. Когда это открылось, профессора, получив одобрение руководства университета, отправились в Адыгею.

– Для Япония до сих пор остается загадкой происхождение тонкори. И тут мы узнали через интернет о сэнсэе Замудине Гучеве, он показывал этот инструмент – шичепщин, – рассказал профессор Хоккайдского университета Тангику Ицудзи.

Более всего тонкори напоминает древнейший шичепщин, сохранившийся в ауле Джанбечий. Его точная копия создана Замудином Гучевым. Но в отличие от нашей, мужской скрипки-клинка, тонкори – это женщина с лицом у колков. Внутри инструмента заключен красивый камешек с побережья острова – это душа тонкори. И то, что играют на нем щипками, а не смычком профессоров не смущает.

По их гипотезе, смычковая игра могла быть древним способом игры и на тонкори. Тем более, что звуки двух инструментов с разных уголков земли, как оказалось, отлично гармонируют. И это не все открытия. В мастерской Замудина Гучева профессора вместе с мастером сравнивают фотографии и схемы орнаментов традиционных циновок. Несмотря на некоторые различия в технологии, аналогии не заметить невозможно.

– Для меня это было потрясением. Они привезли мне ксерокопию книги по технологии изготовления циновок айнами, и я увидел тот же материал, из которого мы делаем – рогоз, те же орнаменты, – отметил мастер по изготовлению адыгских циновок и шичепщина Замудин Гучев

А в мастерской другого мастера по адыгской утвари Аслана Негуча, нашлось еще одно соответствие. Игра чине – волчок, подгоняемый, как правило, по льду кнутиком. Оказалось, что у айнов есть аналог. Правда, запустить адыгейский волчок сложнее, чем айнский, но гости не испугались трудностей. А как делаются шичепщины, адыгские колыбели, столик анэ показывали в мастерской третьего мастера – Руслана Костокова.

Исследователи Тангику Ицудзи и Тангику Чика пообщаются с преподавателями и студентами колледжа искусств, школы искусств, университетов Адыгеи и творческих коллективов, посетят музеи. Им интересен не только материал, но и опыт по возрождению и сохранению культуры. Адыги могут здесь многому научить. А может, и поделиться, если окажется, что далекие предки адыгов и айнов, как минимум, знали друг о друге.

adygtv.ru

Share Button