Три новых персонажа старого спектакля…
- Автор: Мадина ХАКУАШЕВА, доктор филологических наук
(по мотивам онлайн – дискуссии на Кавказском узле «Где границы свободы слова? Артемий Лебедев против черкесов…» 26 ноября 2020)
Начало инцидента с А. Лебедевым
Скандальная ситуация А. Лебедева непосредственно связана с установкой памятника, который назывался «Монумент подвигу русских солдат». Ей предшествовала долгая непростая преамбула, так что незначительная фигура Артемия Лебедева – лишь крайнее звено в необозримо длинной цепи… Он лишь «грубо и зримо» перевел «тайное» в разряд «явного».
Попытаемся рационализировать ситуацию. В сообщении администрации города Анапы по поводу установки памятника было указано: «В июне 1837 года русские солдаты и офицеры вели ожесточенный бой с горцами. Тогда от вражеской пули погиб поэт-декабрист Александр Бестужев-Марлинский». Таким образом, гибель поэта определенно ставится в зависимость от «горцев», с которыми русские солдаты вели ожесточенный бой.
Анапа в обширном ряду других населенных пунктов Западного Кавказа являлась исконной территорией черкесов, пока в результате Русско-Кавказской войны не была насильственно отчуждена в 1864 году. Почему велся ожесточенный бой на земле, чужой для русских солдат и офицеров? Об этой – самой главной составляющей – полное молчание, табу, которое последовательно и неуклонно реализуется больше 150 лет.
На самом деле с 1763 по 1864 года велась колониальная захватническая 100-летняя война, развязанная царской Россией по захвату Северного Кавказа. Со стороны черкесов и других народов Северного Кавказа это была освободительная, справедливая борьба.
В результате этой беспрецедентно жестокой войны черкесский народ потерял свыше 90% населения и девять десятых своей территории, был рассеян по всему миру, понес невосполнимые физические, моральные потери, была почти полностью уничтожена его древняя уникальная культура, широко известная и почитаемая во всем мире. В настоящее время 93% народа проживают вне пределов исторической Родины. Из народов современной России черкесская диаспора занимает первое место.
Установка монумента, посвященного «подвигу русских солдат», выбрана была на территории Сочинского района, где проживал один из крупнейших субэтносов черкесов – убыхи, практически полностью уничтоженный в результате Русско-Кавказской войны (этой трагедии посвящен известный роман абхазского писателя Баграта Шинкубы «Последний из ушедших». На этой же земле, в Сочи проводилась печально знаменитая зимняя Олимпиада 2014 года, вызвавшая возмущение черкесов и прогрессивного мирового сообщества). Таким образом, «подвиг русских солдат», которым возвели монумент, заключался в уничтожении черкесов с целью подчинения их территорий.
Между тем, этот монумент был еще одним в ряду других установленных памятников «героям»: Ермолову в Пятигорске и Минводах, Зассу в Армавире и пр., которые насильно водрузили, несмотря на активные массовые протесты представителей нац. республик Северного Кавказа. Таким образом, при полном игнорировании интересов коренных народов десятки лет реализуется циничная компания по увековечиванию символов широкомасштабного военного преступления, которое до сих пор скрывается от российской общественности. Регулярно называются нелепые дежурные причины, которыми пытаются оправдать развязывание Р-К войны, чтобы скрыть типичные геополитические колониальные интересы, которыми на самом деле руководствовались несколько поколений монархов и царское правительство для покорения Кавказа.
На этом фоне несложно понять, что полную ответственность за гибель русских солдат, поэта Александра Бестужева-Марлинского, огромного числа жертв самой продолжительной войны в истории России несут монархи, правительство царской России, российский генералитет того времени.
При необходимости должен был быть установлен другой памятник, который бы содержал примерно такую эпитафию: «Здесь покоятся русские солдаты, которые явились заложниками и жертвами преступной колониальной политики российского царизма». Если бы вице-спикер, призванный по идее восстанавливать справедливость, в том числе, историческую, был бы просто честным человеком, он предложил бы именно такой вариант памятника.
При нормальном, обычном общественном моральном статусе должно было быть не педалирование фактов страшной, позорной войны на фоне сокрытия и подмены их реальных мотивов, не воспевание совершенных «подвигов» по массовому убийству, насильственному выселению с исторической родины стариков, женщин, детей, – должно было произойти простое человеческое покаяние, в первую очередь, со стороны РПЦ. Но некоторые ее представители, например, во время установки памятника генерала Ермолова в Минводах выстроились в ряд с кадилами, чтобы «освещать» памятник главного палача народов Северного Кавказа. Вместо закономерной ликвидации неоколониального монумента и извинений за это возмутительное «недоразумение», грязная компания сопровождается площадной бранью в духе гопников, будто троим деятелям была одновременно отдана команда с одинаковыми ожидаемыми инструкциями…
Необходимо отметить, что каждый раз актуализируют трагические факты истории Р-К войны не потомки пострадавших народов, а исключительно потомки колонизаторов. Но они же каждый раз и предостерегают: «Не будите лиха!» (М. Леонтьев). Несмотря на полный сюрреализм ситуации, она раздувается, как мыльный пузырь.
Вопрос: кому это нужно?
Принцип планомерного замалчивания и сокрытия реальных фактов не отличается последовательностью: это продиктовано необходимостью спешно и грубо залатать предательски зияющие прорехи в стремительно ветшающем покрывале, наспех наброшенном на кровавую историю Русско-Кавказской войны.
Напомним, что появлению А. Лебедева ранее предшествовал незабываемый монолог М. Леонтьева по поводу все того же памятника. Однако последовавший за ним спич Артемия Лебедева заставил забыть предыдущего оратора; известный блогер до такой степени успешно апробировал беспримесный русский мат в медийном пространстве, что результатом явилась пожалованная ему гос. медаль. Впрочем, из врожденной скромности свое памятное выступление Лебедев с медалью не связывает.
Таким образом, из многочисленного отряда невидимых штатных пропагандистов и политтехнологов на авансцену были вынесены лишь трое явных: В. Жириновский, М. Леонтьев, А. Лебедев.
Ввиду абсолютно гротескной картины происходящего эти персонажи мы вынуждены рассматривать с медицинской точки зрения (я могу себе это позволить, так как в свое время являлась председателем психиатрического кружка в мед. ВУЗе). Ключевой фигурой «могучей кучки» является вице-спикер Владимир Жириновский. Именно он уже давно обозначил свое «Ату!» в отношении народов Северного Кавказа. В публичном медийном пространстве он упорно демонстрирует нездоровое поведение. Мы хорошо помним его поединок с М. Шевченко, во время которого он разразился очередной истерикой, вызванной простым упоминанием о кавказцах. Независимый психиатр, видя искаженное лицо спикера, его специфическую немотивированную манеру исступленного крика, поставит диагноз, что это – уже далеко не пограничное состояние паранойи, а ее клинический вариант. Но нет, перед нами официальное публичное лицо, которому даны все возможные государственные полномочия.
Эстафета Жириновского была подхвачена благодарной рукой Михаила Леонтьева. Не надо быть самым проницательным зрителем и слушателем, чтобы понять: этот спикер во время своего показательного выступления переживал нелегкий абстинентный синдром со всеми вытекающими последствиями: ригидность и вязкость сознания, замедленная циклическая реакция, множественные повторы, стойкая фиксация на одних и тех же бредовых идеях… Между тем, таких разных персонажей объединяет общий набор идеологических штампов, столь памятных со времен Второй мировой войны.: если возмущенный Жириновский совсем недавно прокричал на всю Россию об острой необходимости принудительного ограничения рождаемости для северокавказских народов (знаковое дежавю, если вспомнить о том, что после Русско-Кавказской войны черкесов на исторической родине осталось менее 5%!), то М. Леонтьев также, как его авторитетный предшественник, напомнил о колючей проволоке, за которой в случае пересечения обозначенной красной метки окажется народ Северного Кавказа.
Если у Леонтьева во время его выступления ненормативная лексика проскальзывала лишь местами, то в памятном монологе орденоносного Артемия Лебедева от нормативной лексики практически ничего не осталось. Впрочем, в одном из интервью, проходившего в актуальном ныне очень легком жанре, на вопрос «Ты тролль?» Лебедев столь же коротко ответил «Да». Лебедев троллит все, что угодно.., правда, не все подряд, а то, что оплачивается, возможно, неплохо. Не беда, что ни один из трех «экспертов» даже близко не владеет реальными историческими сведениями о Русско-Кавказской войне: достаточно просто прокричать затертые до дыр колониально-имперские штампы.
Характерно, что Лебедев заворожено повторяет излюбленные места фальсификаций господина Жириновского, продолжая беззастенчиво тиражировать его исторические фантазмы. Так, целиком игнорируя суть вопроса, а именно, колониальный, захватнический характер войны Царской России против черкесов и народов Северного Кавказа, оба деятеля умудряются замалчивать сам факт этой 100-летней войны! А Жириновский даже ее отрицает, говоря о какой-то мифической войне Турции против Кавказа. Откровенный неуклюжий обман дополняется виртуальным образом некоего невольничьего рынка, на котором якобы «продавались в рабство русские люди». При большом усилии эту продукцию воспаленного воображения можно привязать к выкупу российских военнопленных, – известная практика войн, которая по сей день широко используется. Но Жириновский, Леонтьев и Лебедев, привычно эксплуатируя стерильное состояние массового сознания российских обывателей в отношении реальной истории Кавказа, скрывают факты действительной рабовладельческой практики со стороны «цивилизованных» царских генералов: для профессиональных историков не секрет, что они покупали и продавали наложниц из свободных и даже аристократических слоев черкесского гражданского населения, хорошо зная, что сексуальное рабство для черкесов расценивалось тяжелее убийства.
Итак, мы имеем: чиновника с выраженным параноидальным синдромом, неадекватного блогера с алкогольной (по-видимому хронической) зависимостью и другого блогера-тролля с нестабильной, плавающей самоидентичностью, не владеющего русской нормативной лексикой.
Но, несмотря на «странность» объективных характеристик трех персонажей, которым поручена «высокая миссия» пропагандистов, следует признать должное: все трое последовательно и слаженно выполняют одну и ту же поставленную перед ними единую задачу, – каждый на свой неповторимый манер.
(Трудно проговаривать все это всерьез ввиду запредельной абсурдности происходящего. Хочется который раз повторить: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…»).
Содержание высказываний Жириновского и К* при всей… эксцентричности не отличается оригинальностью: оно соответствует идее и духу колониальной политики царской России 18-19 веков. Используя ситуацию полного замалчивания и извращения фактов Русско-Кавказской войны в публичном пространстве РФ, Жириновский и его ординарцы не мудрствуя лукаво распространяют клеветнические лживые обвинения в адрес целого народа. Они используют старые приемы массового зомбирования: клевету, фальсификацию, подтасовку фактов, наглую ложь в условиях полной, уже привычной безнаказанности и столь же полного отсутствия личной ответственности. Жириновский, Леонтьев и Лебедев сознательно применяют их, воскрешая прежние замшелые пропагандистские штампы времен царя Гороха, чтобы снова восстановить массовое сознание россиян против черкесов, теперь уже современных. В пропагандистском угаре факт совместной советской эпохи без сожалений сметается как «несущественный», как, впрочем, и сам факт Русско-Кавказской войны. Притом, что «дружба народов» и «интернационализм» повторялись советскими функционерами как мантры на протяжении 70 лет, советский строй на самом деле форматировал своих граждан, сделав их носителями одной системы и даже культуры. Но самое забавное: ни один из трех деятелей знать не знает ни одного представителя из народов Северного Кавказа! В этом можно не сомневаться, учитывая красноречивый ксенофобский стиль каждого из трех «гуманистов».
Такая откровенно низкопробная пропагандистская «работа» осуществляется по принципу «и так сойдет». Никто не заморачивается в отношении формы подачи, так как в отношении кавказцев любая «наживка» будет проглочена: ведь планомерная предшествующая пропаганда подготовила надежную почву общественного сознания, так как регулярно, без устали «промывала» его на протяжении сотен лет…
С какой целью это делается?
Во времена Русско-Кавказской войны дискредитировали и демонизировали те народы, которые требовалось поработить и уничтожить, чтобы оправдать собственную экспансию: чем яростнее было сопротивление кавказцев, чем кровопролитнее бесконечная война, тем циничнее и подлее была пропаганда. Ныне подобная лживая риторика применяется затем, чтобы потомков этих народов держать «в узде» и влиять на них по собственному усмотрению, – этакие превентивные меры в условиях общей геополитической нестабильности, чтобы не потерять контроль над отвоеванными территориями в ходе 100-летней войны. Разумеется, «профилактические» меры должны быть как-то обоснованы, и для этого требуется старый как мир сценарий по дискредитации неугодных – любой ценой. Сегодня он разыгрывается не самым изысканным образом господами Жириновским, Леонтьевым, Лебедевым. Сегодня, как почти 200 лет назад…
Таким образом, мы имеем дело не с обычным медийным хамством, а с современной артикуляцией неоимперской колониальной повестки, которая снова несет потенциальную угрозу безопасности и стабильности России. Аморальная риторика самого низкопошибного стиля трех одиозных деятелей возрождает варварские ценности прошлых эпох: милитаризм, создание искусственных условий для физической и языковой ассимиляции, оправдание насилия. Поэтому из аморальной подобная риторика рискует стать преступной.
Между тем, этот бесконечный спектакль проходит под традиционным лозунгом «защиты русского народа». Его сценарий, кстати, является чуть ли не «смыслом жизни» и любимым детищем Владимира Вольфовича. Яростная «защита интересов русского народа от посягательств многочисленных врагов» – вообще самая благодатная и рентабельная тема для популистов всех рангов и мастей: она до сих пор не давала осечки. Каковы на самом деле реальные результаты подобной «защиты», можно судить хотя по удивительно правдивому, остро драматическому фильму Ильи Варламова «Как умирает Россия». Согласно его данным, в России больше 150 тысяч сел, из них в 31 тыс. живет по одному жителю, а 20 тысяч мертвы, без единого человека… Второе место по численности занимает русская диаспора (исходя из соотношения с соотечественниками, проживающими на исторической родине), особенно с учетом небывалой трудовой и политической миграции новой волны, которая приходится в аккурат на «великую спасительную» деятельность вице-спикера в том числе.
Другая сторона миссии Жириновского и К*: отводить опасное острие общественного интереса от острых реальных проблем, переключая энергию нарастающего раздражения и ненависти стремительно нищающих народных масс на фальшивые поиски и откровенную «подставу» очередного «козла отпущения», или реализовывать современный классический вариант «охоты на ведьм», на роль которых пытаются привычно назначить современных кавказцев.
Именно поэтому представители черкесского народа были столь единодушны в стремлении инициировать судебные разбирательства по высказываниям этих трех персон.
«Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь», – писал американский философ, писатель Джордж Сантаяна. Иначе говоря, тот, кто не сделал выводы из своей истории, должен снова пройти через подобные события.
Необходимо понимать, что мы вплотную подошли к такой ситуации. Хроническое замалчивание, извращение фактов Русско-Кавказской войны, формирование примитивных, но устойчивых отрицательных стереотипов бессчетными поколениями проплаченных пропагандистов взрастили новые поколения шовинистов-агрессоров. Войне предшествует агрессивная пропаганда. Если бы мы по счастью не оказались в новом глобализированном мире с прозрачными виртуальными границами и-нета, если бы эти и другие объективные условия не блокировали создавшуюся ситуацию с ее чудовищной ложной картиной Кавказа и кавказцев, которая насаждается современными политиками и пропагандистами, мы могли бы получить еще одну подобную войну.
Возможно, еще недавно эта грязная компания была обречена на успех ввиду двухсотлетнего, регулярного зомбирования массового сознания по формированию образа «врага-черкеса». Но потомки коренных народов РФ непредсказуемо оказались в другом информационном и духовном пространстве, их стремительная эволюция, в том числе национального самосознания, совершенно не была предусмотрена жириновскими, леонтьевыми, лебедевыми и иже с ними.
Возможно, растерянность перед этими нештатными обстоятельствами наряду с целым рядом других вызвала к жизни наших трех «русских» богатырей, явно потрепанных хозяевами и жизнью по сравнению с оригиналами Васнецова. Процитируем одного из идеологов, к идеям которого столь явно тяготеют наши герои: «Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной».
Мадина ХАКУАШЕВА, доктор филологических наук