Флориан Жиль: О кабардинском князе Магомете Атажукине, идеале всех черкесов

Флориан Жиль: О кабардинском князе Магомете Атажукине, идеале всех черкесов

Флориан Жиль, преподаватель французского языка цесаревичу Александру Николаевичу (Александру II), впоследствии занимавший пост начальника I Отдельного Императорского Эрмитажа, в 1858 г. совершил путешествие на Кавказ. По итогам путешествия он издал весьма любопытные заметки, на страницах которых мы обнаруживаем рассказ о Магомете Атажукине:

1429606782_fnfer

«У переселившихся черкесов и кабардинцев был один герой, князь Мохаммед-Аше-Аттажуко. Одновременно рыцарь и поэт, он был идеалом всех черкесов, видевших в нем олицетворение мужества. В одном из боев с нами он проявил благородство, достойное времен христианского рыцарства.

Один ногайский князь, Эдик-Мариаф, его друг, сражался рядом с ним; его конь был убит. На виду наших казаков, все более и более сжимавших черкесов, Мохаммед-Аше спрыгнул со своего коня и предложил вскочить на него Эдику-Мариафу. Последний, не менее благородный, отказался от этого, заявив, что «он лишь простой ногайский князь пред Мохаммед-Аше, кабардинским князем, гордостью своего народа».

Тогда Мохаммед-Аше, прыгнув в седло, схватил за пояс своего друга, увез его и, сделав последнее усилие, сумел преодолеть со своей ношей линию наших казаков.

Разбитый в Бекешевской в 1843 г. полковником Круговским (позднее атаманом казаков Правого фланга), Мохаммед-Аше в этом бою проявил чудеса доблести и был прославлен в песнях.

Он как бы искал смерти, пред коей бравировал своими поступками. В 1846 г., сопровождаемый лишь тринадцатью таких же, как он, решительных воинов, он захотел совершить нападение на Ставрополь, что было поступком дерзким, стоившим ему жизни. Было проведано о его приближении; скоро он был окружен нашими казаками.

Князь, сказавший своим путникам, что вернет их «живыми или мертвыми», совершил пред ними краткую молитву и бросился на кольцо, его окружавшее. Он прорвал его, но заметил, что оказался без своих людей; возвратился, прокричал им вселяющие бодрость слова и вновь присоединился к ним. Он трижды возвращался и вновь сходился с ними. Слышны были его крики ободрения. Все более и более теснимый он погибает вместе со всеми своими спутниками.

Лишь один, будучи раненым, спасся и рассказал о происшедшем; но он был встречен с презрением.

В песне, что черкесы сложили в честь этого князя, сказано: «Он пал близ крепости Ставрополь (Чель-Каля), окруженный своими врагами, наш Мохаммед-Аше, рыцарь Бога. Своей мужественной смертью он возвысил славу нашего дворянства (Уорк напе хехахо)».

Можно многое написать об этом замечательном человеке, последнем из древних тлехупх (рыцарей, богатырей). Вся его жизнь была как поэма. Это Антар Кавказа!».

(Жиль Ф. А. Письма о Кавказе и Крыме. Составление и перевод с французского К. А. Мальбахова. Нальчик: ГП КБР РПК, 2009. С. 138-139).

facebook.com

1429606325_atazhuk

http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9519

Share Button