Михаил Лохвицкий: патриот, писатель, провидец

Михаил Лохвицкий: патриот, писатель, провидец Печать

27.02.2010 г.

“…здесь на поле умирали от полной безысходности и тоски, от крайнего отчаяния,
умирали не в одиночку, а целыми семьями, аулами…”.

“…за всю обозримую историю человечества шапсугов не удалось покорить ни монголам, ни Александру Македонскому, ни крымскому хану. И мы тоже не смогли покорить их, мы частично изничтожили, частично изгнали… Мы победили лишь потому, что солдат у нашего царя было неизмеримо больше…”.

М. Лохвицкий “Громовый гул”

 

Михаил Лохвицкий (Аджук-Гирей) – писатель, автор  романов “Неизвестный”, “Выстрел в Метехи”, “С солнцем в крови”, “Поиски богов”. Но самое известное его произведение – повесть “Громовый гул”,  посвященная деду Аджук-Гирею и написанная в форме дневниковых записей молодого русского офицера, мелкопоместного дворянина Якова Кайсарова, который был разжалован и сослан в Сибирь. Находясь там, он вспомнил, как жил долгое время среди шапсугов, знал их нравы, обычаи, этикет, национальную психологию, имел среди них друзей. В основу повести легли реальные события в Западной Черкессии в 1863-1864 годах, когда изгнанные из свих жилищ черкесы скапливались на побережье Черного моря, чтобы отправиться в Турцию.

Михаил Лохвицкий унаследовал свою фамилию от деда, который в двенадцатилетнем возрасте потерял мать и отца, когда они, защищали свой аул от наступавших царских войск. Он был усыновлен русским солдатом, крещен в церкви в Туапсе и назван Захарием, а фамилию получил от крестного отца штаб-ротмистра Лохвицкого П.Д. Несмотря на то, что Михаил Лохвицкий не был воспитан в черкесской среде, он остался верен своим корням и сохранил национальное мышление.

Ниже публикуем датированное маем 1989 года письмо Михаила Лохвицкого Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза, в котором открыто и прямо изложены проблемы черкесского народа, являющиеся, по убеждению автора, следствием колонизации и геноцида в период Кавказской войны. Главные из них –  разделение черкесского народа на три национально-государственных образования (автономии) с присвоением трех разных этнических наименований, культурная и духовная дезинтеграция черкесских лоскутных анклавов,  ассимиляционные процессы, фальсификация черкесской истории, игнорирование всех этих вопросов Советской властью.

Для молодого поколения наших читателей поясним, что ЦК КПСС являлся центром принятия политических решений в Советском Союзе, своеобразным правительством, парламентом и судом в одном лице. Решения ЦК КПСС были безусловно обязательными к исполнению для всех государственных органов. По этой причине,  а также и потому, что в 1985 году началась “перестройка” – политика демократизации общественно-политической жизни страны, позволившая поднимать темы, на которые ранее было наложено жесткое табу, Михаил Лохвицкий обратился в Центральный Комитет партии, надеясь на понимание и поддержку с его стороны. Советский Союз и КПСС прекратили свое существование через 2 года после написания этого письма, теперь мы живем в другой стране и при другом политическом строе, но многие проблемные вопросы, обозначенные писателем, остаются актуальными и нерешенными по сей день.

ЦЕНТРАЛЬНОМУ  КОМИТЕТУ КПСС
К ПЛЕНУМУ ПО НАЦИОНАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Уважаемые товарищи!

Считаю  необходимым поставить перед  ЦК КПСС один немаловажный наболевший вопрос. Речь идет о судьбе и положении адыгского народа.

Как Вам, конечно, известно, в результате 60-летней Кавказской войны, которую царизм вел в XIX веке, больше всех других народов Кавказа пострадали адыги или, как их было принято называть, черкесы-горцы. Стараясь покорить свободолюбивый, воспетый А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Л.Бестужевым-Марлинским и Л.Н.Толстым народ, русская империя не только уничтожала адыгов, но и разделяла мирные племена, перегоняла их на неплодородные земли, всячески способствовала переселению черкесов в Турцию, где те десятками тысяч умирали с голоду. В итоге колонизации и геноцида некоторые адыгские племена вообще исчезли с лица земли. Не осталось, например, жанеевцев. От одного из самых больших адыгских племен – шапсугов сохранилось к 1930 году всего лишь около трех тысяч человек.

В 1914-1916 гг. многих адыгов отправляли “на поселение” в Сибирь, где они вымирали.

От  окончательной гибели адыгский народ спасла Октябрьская революция, что, впрочем, не уберегло его, как и другие народы, от репрессий 30-х годов.

Вот как примерно обстояли дела на Сев.Кавказе  после революции и гражданской войны (с датами могу кое-где и ошибиться) с административным разделением адыгов и других народов Сев.Кавказа:

17 ноября 1920 года на съезде народов  Терека была провозглашена Горская автономная республика (главный город Владикавказ), вошедшая в состав РСФСР. Республика делалась на 6 национальных округов. Позже из состава Горской республики округа были выведены: 1 сентября 1921 г. – Кабардинский округ, 12 января 1922 г. – Карачаевский, 16 января – Балкарский, 30 ноября – Чеченский, все они были преобразованы в автономные области. В 1922 году образовали Карачаево-Черкесскую АО (гл.город Черкесск). Или Карачаевскую и Черкесскую АО отдельно, боюсь ошибиться.

7 июля 1924 г. Горская республика бала ликвидирована декретом ВЦИК.  27 июля того же года создали Адыгейскую автономную область (гл. город Майкоп).

В июне 1937 г. была образована Кабардино-Балкарская АССР (гл.город Нальчик).

Такое административное деление сохранилось  до наших дней (названия менялись, когда в 1943 году выселяли балкарцев и карачаевцев).

Что же произошло с адыгским народом в результате всех этих преобразований? Он оказался разорванным на три основные части – одни адыги включены в Карачаево-Черкесскую автономную область, соединены с иноязычным карачаевским народом, другие входят в Автономную Кабардино-Балкарскую республику, т.е. соединены с иноязычными балкарцами (балкарцы и карачаевцы, говорящие на одном языке, тоже оказались оторванными друг от друга), третья часть проживает в Автономной области, названной Адыгейской. Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария входят в Ставропольский край, Адыгея – в Краснодарский.

Кроме того, в Краснодарском крае большое  число адыгов проживает приблизительно в 20 городах, аулах и поселках вне Адыгейской автономной области, общее количество их, если не ошибаюсь, превышает число адыгов, живущих в самой Адыгейской АО. То же и в Ставропольском крае, где значительная часть адыгов проживает в 10 населенных пунктах вне Кабардино-Балкарской АССР. Около 30 % населения Моздока, входящего в Северо-Осетинскую АССР составляют адыги.

В итоге адыгский народ со своей  сложной и трудной историей, народ, в течение многих веков сохранивший, вопреки многочисленным нашествиям иноземных орд, свою культуру, язык, фольклор, традиции, оказался искусственно разделенным. Невнимание к национальным, этническим вопросам, заслоняемое трескучими фразами о дружбе народов, “отцовской заботе” о каждой нации, административно-командная русификация привели к частичной ассимиляции адыгов, к тому, что некоторые из них перестали говорить, писать и читать на родном языке или владеют им плохо. Полных средних школ на черкесском языке не существует, крайне мало и педагогических кадров – учителей адыгского языка и литературы. Если родной язык в школах и преподается, то факультативно, а предмет этот не является обязательным. Еще хуже положение в тех аулах и поселках, которые не входят в состав Кабардино-Балкарской АССР, Карачаево-Черкесской и Адыгейской автономных областей. Проблема эта или не ставилась совсем или, если ставилась, то решалась в уродливой форме, вовсе не в том направлении, в котором следовало: чтобы обеспечить всеобщее среднее образование, детей из адыгских аулов увозили от родителей и помещали в школы-интернаты, в которых обучение велось только на русском языке.

Разобщенными  оказались адыгская литература, культура, искусство. В центральной прессе, в политических, географических книгах, в научно-популярной литературе об адыгах стали писать, как о трех разных народах – “кабардинском”,  “черкесском” и “адыгейском”. А в московских литературных журналах доходят до таких курьезов: публикуя, например, стихи адыгского поэта из Кабарды, пашут: “Перевод с кабардино-балкарского”. То же, что написать “с украинско-татарского”.

Мне   рассказывали и о том, что под влиянием чиновников от культуры и сторонников ассимиляции, среди некоторых ученых-адыгов получила хождение даже “теория” о том, что владение родным языком якобы мешает полноценному развитию интеллекта. И т.д.

Хочу  обратить Ваше внимание на то, что в связи с начавшимися переменами в политической жизни общества, поворотом к демократическим путям решения всех наболевших проблем, не только экономическим, социальным, экологическим, но и наиболее жгучим и острым, а именно национальным, и в Кабардино-Балкарии, и в Карачаево-Черкессии, и в Адыгее заговорили о том, о чем в прошлом было бесполезно и опасно говорить вслух. Особенно страстно, горячо и заинтересованно о сохранении и развитии родного языка, о завтрашнем дне своего народа заговорила, в том числе и в печати, молодежь.

Печальные события последнего временя (имею ввиду, прежде всего, Закавказье) показали, что невнимание партийных организаций и советской власти, как в центре, так и на местах, к национальным проблемам, отсутствие открытого гласного диалога руководства с народом приводит к тяжелейшим, драматическим последствиям. Чтобы такого не случилось в Краснодарском и Ставропольском краях, в Кабардино-Балкарской АССР, Карачаево-Черкесской и Адыгейской автономных областях, необходимо безотлагательно приступить к изучению того положения, в котором оказался адыгский народ. Требуются серьезные обсуждения, дискуссии с привлечением общественности, деятелей науки, литературы и искусства, ученых – историков, языковедов, демографов, обществоведов, представителей молодежных неформальных организаций и, разумеется,  ответственно мыслящих партийных и советских работников. Должны быть разработаны две программы – ближайшая – о том, что можно и должно сделать уже теперь, и долгосрочная, развернутая – на будущее.

Предложения по первичной программе у меня следующие:

  1. Начать работу целесообразно со съезда или конференции представителей адыгской общественности из Майкопа, Нальчика и Черкесска, на нем определить общие перспективные направления предстоящей работы и создать координационный центр.

  2. Необходимо  провести на базе одного из Научно-исследовательских институтов истории, литературы и фольклора симпозиум историков и обществоведов, запланировать срочное создание и выпуск нового, отвечающего современным требованиям, правдивого научно-популярного труда “История адыгов (с древнейших времен до наших дней)”.

  3. Организовать  совещание языковедов с участием работников вузов, писательских и журналистских организаций, которые наметили бы основы работы по выработке норм современного литературного адыгского языка (возможно, – в порядке предложения, – на основе кабардинского и бесленеевского диалектов). Это даст возможность создать научно обоснованные единые учебники адыгского языка, отдельно, адыгской литературы, как для средних школ, так и для вузов, словарь-руководство для средств массовой информации (в первую очередь для дикторов радио и телевидения, сотрудников редакций газет).

  4. Обсудить вопрос о переименовании Кабардино-Балкарской АССР, Карачаево-Черкесской и Адыгейской АО, ибо в первом случае в том, что относится к адыгам, взят в основу только племенной признак (Кабарда), а в двух других – названия, которых в адыгском языке не существует, в нем нет слов “черкес” и “адыгеец”. Для решения этого и других вопросов целесообразно создать объединенную Комиссию из народных депутатов Верховного Совета СССР, Кабардино-Балкарского республиканского, Адыгейского и Карачаево-Черкесского областных советов.

  5. Провести (Кабарда, Адыгея, Черкессия) совещание работников народного образования, с постановкой всех болевых вопросов, связанных с нуждами национальной школы.

  6. О совместной деятельности в нужном направлении полезно  посовещаться деятелям театров и Домов культуры, и на общем собрании сотрудников телевизионных студий договориться о координации своих программ, поставить перед вышестоящими организациями вопрос о сооружении ретрансляционных или кабельных устройств для того, чтобы адыги, живущие в Адыгее, Черкессии и Кабарде, могли смотреть общие телевизионные программы.

  7. Управлениям культуры совместно о руководством Майкопского, Нальчикского и Черкесского театров ввести в практику обмен режиссерами и актерами, как на разовые постановки, так и на театральный сезон. Можно предусмотреть также создание сводного симфонического оркестра и ансамбля песни в пляски при одной из филармоний, центральной музыкальной школы-интерната для одаренных детей.

  8. Решить, наконец, вопрос о создании в системе одного из Комитетов по радио и телевидению Киностудии для съемок адыгских художественных, документальных и телевизионных фильмов.

  9. Внести свою лепту могли бы также и Управления Госкомспорта, а именно – создать  национальные сборные команды по футболу, волейболу, борьбе, штанге и  другим видам спорта.

Считаю  необходимым сказать, что все  эти вопросы, включая заботу о  сохранении и развитии родного языка, волнуют и балкарцев, и карачаевцев, с которыми адыги живут в дружбе. Я не написал о них лишь потому, что недостаточно компетентен в том, что имеет отношение к глубокоуважаемому мною балкарско-карачаевскому народу. И добавлю, кроме того, что реализация моих предложений не затронет прав и интересов русского населения Краснодарского и Ставропольского краев.

Мои предложения, конечно, потребуют обсуждения, дополнений и уточнений. Допускаю, что  со стороны некоторых работников партийных, советских и административных органов Краснодарского, Ставропольского краев, Кабардино-Балкарской АССР, Карачаево-Черкесской и Адыгейской областей могут последовать возражения, ибо многое, на первый взгляд, не укладывается в существующие рамки административного деления. Но другого выхода для удовлетворения растущего национального самосознания адыгского народа на сегодняшний день я не вижу, все иное потребовало бы перестройки границ, переселения и усложнило бы существующие взаимоотношения народов.

Надеюсь, что ЦК КПСС со вниманием отнесется к поставленной мною насущной проблеме, рассмотрит мои практические предложения и передаст их Верховному Совету народных депутатов СССР.

М.Лохвицкий (Аджук-Гирей),
член Союза писателей СССР
04.05.89

Михаил Лохвицкий ушел из жизни в августе 1989 года, так и не дождавшись ответа. Но он возлагал большие надежды на черкесскую молодежь. Думается, не зря.

© eLot.ru
Портрет Михаила Лохвицкого. Димитрий Эристави

 

http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=1663&Itemid=1

Share Button